
Смотрел я, как Юра Гудыменко в телевизоре говорил о переосмыслении истории Второй мировой. И в какой-то момент ему явно стало сложнее объяснять. Он начал говорить о специфическом представлении истории Второй мировой Кремлём, но немного замедлил ход речи — то ли слишком нормальный для этой темы, то ли просто решил не материться, а без этого слишком много слов выпадало.
И тут я понял: человек пытается объяснить победобесие, используя термины истории и пропаганды, а это сложно. Слов и концепций не хватает.
Что ж, Старлей Религиоведение спешит на помощь! Это как раз наш профиль.
Ведь российский культ Великой Победы — феномен даже не религиозный, а мифологический. И объяснять его проще всего, вооружившись сборником великого историка религий Мирчи Элиаде.
Согласно Элиаде, каждая примитивная культура, каждое традиционное или архаическое общество верит в существование некоего мифологического времени — Времени Начал, Времени Прообразов. Это может быть либо непосредственно время творения мира вообще, либо время, в которое первопредки заложили основы племенных традиций, научив потомков «как надо». Это Время Героев в смысле «время объектов для подражания» — те самые пращуры (часто — дети богов или полубогов) заложили ролевые модели для всей последующей жизни племени. Открыли, как пасти скот, как возделывать землю, какими танцами благодарить духов, какими отварами сбивать жар и даже в какой позе справлять малую нужду (серьёзно, у некоторых племён были и такие примеры).
Очень важно понимать, что это Время Героев и описываемые в нём события не просто реальны для последователя культа. Они сверхреальны, они реальнее — в смысле, значимее, весомее, актуальнее, — чем события исторического времени. Они священны, а нынешняя жизнь профанна, они уникальны, а нынешняя жизнь — лишь бледная копия и дешёвая китайская подделка, поэтому каждый член племени ностальгирует по этим временам. Поэтому лучшее, что может сделать член племени — это Время Героев так или иначе реактуализировать, выполняя священные ритуалы. Собственно, форма ритуалов часто сводится к подражанию первопредкам, а суть — к возвращению в священное время, к переживанию того же, что переживали Отцы.
Впрочем, в славянской традиции скорее сказали бы «Деды».
( читать дальше )